Меню сайта
Наш опрос
АЭРОДРОМ - северо-западнее г.Добруш
24-й бомбардировочный Орловский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк
По личному составу 24-го БАП хорошо показано по ссылке:
Основание: архив ЦАМО РФ опись 518609, дело1, лист72.
Дата дислокации: с 12.11.43г по 02.07.44г 24 БАП (24-й бомбардировочный авиационный полк) 241 БАД (241-я бомбардировочная авиационная дивизия) 3 БАК(бомбардировачный авиационный корпус) 16 ВА (16-я воздушная армия), войсковая часть п/п45142.
Командир полка - подполковник Соколов Арсений Иванович
Тип самолетов: Пе-2
Тип самолетов: Пе-2
О самолете - ссылка:
32 стоянки самолетов размещены вдоль окраины леса.
Указана техническая стоянка, где проводились крупные ремонтные работы.
Штабные подразделения, командный пункт полка размещался на углу леса (в народе это место называют "гетьман").
Летный состав размещался в г.Добруш - район ул.Советская.
Временные склады боеприпасов находились на заднем плане стоянок самолетов - примерно в 50-ти метрах.
Основной склад боеприпасов находился в районе теперешних отстойников. Сюда по железной дороге боеприпасы под возились из тыла. На аэродром доставлялись автотранспортом через р.Ипуть в районе впадения р.Хоропуть.
Один из эпизодов боевых действий 24-го БАП:
26 июня разведчики Пе-2 установили, что 4-я немецкая армия начала отход из района Орши и Могилева за Березину. Однако 4-я воздушная армия 2-го Белорусского фронта, в полосе действий которого отступала вражеская группировка, не имела для удара достаточно сил.
По указанию Ставки для оказания помощи соседу привлекли 3-й бак (генерала В.А. Ушакова) из состава 16-й воздушной армии 1 -го Белорусского фронта. Вылетая с аэродромов близ Гомеля. "пешки" нанесли несколько эффективных ударов по скоплению гитлеровцев у переправ через Березину и по самим переправам. Эти полеты на большую дальность потребовали изменения форм взаимодействия бомбардировщиков с истребителями прикрытия. Они стали встречаться не "на кругу" в районе аэродрома, а на маршруте полета к цели. Такой способ требовал более точного соблюдения временного графика полета к точке встречи и исключения всяких случайностей. Но при этом увеличились радиус действия бомбардировщиков и время их пребывания над целью.
29 июня эскадрилья капитана Рефиджана Сулиманова из 24 -го бап нанесла удар по мосту через Березину — единственному выходу из Белорусского котла — и прямым попаданием одной ФАБ-250 разрушила его.
Министерство Обороны СССР отдел 4
г. Подольск, Московской обл. Инд. 142100
Зам. начальника 4 отдела майор Шаталов
Выписка из журнала боевых действий 24 БАП за 1944-45 г.г.
28 июня 1944г.
Полк в течение дня имел задачу: разрушить переправу через р. Березину в населенном пункте Березино. Над целью группы были обстреляны огнем ЗА и МЗА. Б результате обстрела экипаж командира АЭ Героя Советского Союза капитана Дельцова, штурмана ст. л-та Тимофеева, стрелка-радиста старшины Попруга, сбиты над целью прямым попаданием снаряда. Судьба экипажа неизвестна. Самолет упал и сгорел вблизи переправы.
- 2-5 июля 1944г. Сбитый огнем ЗА, при выполнении боевого задания 28.6.44 г. экипаж Героя Советского Союза капитана Дельцова, штурмана звена ст.л-та Тимофеева и стрелка-радиста старшины Папруга до 2.7. 1944 г. судьба экипажа была неизвестна.
- 2.7.44 г. капитан Дельцов возвратился в часть. По его докладу весь состав экипажа выпрыгнул на парашютах, в момент покидания самолета и спуска были обстреляны огнем из винтовок и автоматов, в результате чего стрелок-радист старшина Попруга получил смертельное ранение в грудь, который скончался в присутствии капитана Дельцова. Из разговора с пленными Красноармейцами, принесшими к месту приземления Дельцова старшину Подпруга, заявили, что третий член экипажа разбился, причиной этому быть, нанесение смертельного ранения или убитого насмерть ст.л-та Тимофеева в момент выпрыгивания из самолета.
Виписка верна: зам. начальника 4 отдела майор ( Шаталов).
21 марта 1975 года.
Основание: Архив МО СССР ф. 24 БАП, on. 620903С, д.З. л.л. 94-об, 96-сб.
О Тимофееве и Попруге читать по ссылке:
Герои 24-го БАП:
Капитан Дельцов Павел Андреевич - командир 2-ой авиаэскадрилии 24-го Орловского ордена Красного Знамени бомбардировачного авиаполка.
Родился 13(26).01.1917 г. в г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1918 году с родителями переехал в с. Кибергино (ныне Тейковского р-на Ивановской обл.). Здесь в 1928 г. окончил сельскую школу, в 1931 г. в с. Нерль - школу-семилетку. В 1934 г. окончил школу фабрично-заводского ученичества при станции Иваново Северной железной дороги, работал помощником машиниста. Учился на 1-м курсе энергетическом техникуме, занимался в аэроклубе.
В 1935 году был призван в Красную Армию и по спецнабору направлен в летное училище. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Службу проходил в авиационных частях в городах Калинин, Монино, Ржев. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В 1940 году окончил курсы командиров звеньев при 11 сад Белорусского военного округа.
На фронтах Великой Отечественной с первого до последнего дня. Уже 22 июня командиром звена самолетов СБ Дельцов совершил первый боевой вылет. Участвовал в обороне Москвы. Совершал по 6-7 боевых вылетов в день. В одном из вылетов, его самолет был подожжен. Дельцов не смотря на ожоги раны сумел посадить поврежденную машину на своей территории и попал в госпиталь.
После госпиталя, с сентября 1941 года, и до конца войны воевал с составе 24 бап, летал на Пе-2. Сражался на Курской дуге. В 1943 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Воевал на Западном, Брянском, Центральном фронтах.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи капитан Дельцов совершил 208 боевых вылета, из них 188 успешных на уничтожение живой силы и техники противника.
13.04.44 г. П.А.Дельцову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (No. 3535).
С боями капитан Дельцов дошел до Берлина. Последний боевой вылет совершил 30.04.45 г. на бомбардировку здания гестапо в Берлине.
Всего к концу войны на счету героя было 289 боевых вылетов. Из них, как отмечено в летной книжке, на бомбометание войск противника с горизонтального полета – 145, на бомбометание войск противника с пикирования – 21, на свободную охоту – 39, на разведку войск и коммуникаций противника – 84. Общий налет часов на Пе-2 – 361.
После войны продолжил службу в армии. Был командиром авиационного полка, летчиком-инспектором, осваивал новые самолеты, заочно учился в военно-воздушной академии. С 1951 года летал на реактивном бомбардировщике. В 1957 года подполковник Дельцов уволен в отставку по болезни.
Вернулся на родину. Жил в поселке Нерль Ивановской области, был депутатом райсовета и членом исполкома. В последние годы переехал в родной город Иваново.
Умер 08.05.1969 года. Похоронен на кладбище Балино города Иваново.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.
Его именем названы улица в поселке Нерль Ивановской области. Там же установлен бюст Героя, а на доме где он жил - мемориальная доска. Имя Героя было присвоено железнодорожному техникуму (ныне профессиональный лицей No.1), на здании установлена мемориальная доска. В городе Тейкове имя Героя увековечено на мемориальной доске "Тейковчане - Герои Советского Союза"
Биографию подготовил Сергей Каргапольцев
фото 1944 года
А вот что пишит Федоров Алексей Григорьевич в книге "В небе — пикировщики!"
Смотреть по ссылке:
http://papkaby.ucoz.ru/index/fedorov_o_delcove/0-113
Смотреть по ссылке:
http://papkaby.ucoz.ru/index/fedorov_o_delcove/0-113
Капитан Давиденко Степан Павлович - штурман эскадрилии 24-го Орловского ордена Красного Знамени бомбардировочного авиаполка
Наградные листы смотреть по ссылке:
В Добрушском музеи есть макет аэродрома, сделанный учениками Добрушской станции юных техников:
А ещё в этих местах растут опята дружными семейками: